Перейти к содержимому


Первый Российский пароход Карла Берда


Сообщений в теме: 2

#1 OFFLINE   WizarD

    Техник АСУ

  • Тех. поддержка
  • PipPipPipPipPip
  • 7 285 сообщений

Отправлено 01 Март 2010 - 12:59

Прикрепленное изображение: pb2.jpg



Первый российский пароход
Пароход Карла Берда


Создателем первого в мире парохода все энциклопедии называют американца Роберта Фултона. Правда, историки кораблестроения насчитывают, по меньшей мере, два десятка изобретателей, благодаря которым еще до Фултона было создано 31 судно с паросиловыми установками и с самыми различными движителями - от весел до винта. Тем не менее, днем рождения парохода принято считать 4 сентября 1807 года, когда "Клермонт" Фултона вышел в свой первый регулярный рейс по реке Гудзон.

Немногим позже попытки создания судна с паровой машиной были предприняты и в России, для которой основным всегда был исключительно водный транспорт. Практически все крупные города России строились на берегах рек - относительно дешевые транспортные артерии позволяли развивать как торговлю, так и промышленность. О значимости водных путей говорит, в частности, знаменитый путь "из варяг в греки", берущий свое начало на Балтике и проходивший далее по Неве. Ладожскому озеру, затем по Волхову, Ильмень-озеру и реке Ловать, после чего суда волоком перетаскивались в Днепр и спускались по нему в Черное море..

Прикрепленное изображение: pb1.jpg Прикрепленное изображение: pb3.jpg

До появления судов с паровой тягой применялись следующие способы движения судов: самосплавом (по течению), с использованием весел, под парусами и с применением тяги людьми или лошадьми. Однако на реках весла и паруса имели вспомогательное значение, а для движения применялся преимущественно самосплав, а также людская и конная тяга.

Для рационального использования тяги лошадей во второй половине XVIII века в России стали применяться конно-машинные суда, приводимые в движение лошадьми, которые с помощью ворота выбирали канат от предварительно заведенного якоря. Интересно, что на некоторых судах могли одновременно работать до 60 лошадей сменами по 3 - 4 часа, а число лошадей на судне достигало 120.

Стационарная паровая машина, появившаяся во второй половине XVIII века, очень скоро превратилась в универсальный привод, способный заменить конную и людскую тягу на железных дорогах (паровоз англичанина Ричарда Тревитика, 1803 г.), безрельсовом транспорте (трехколесный паровой тягач француза Никола Кюньо, 1770 г.) и, наконец, на водных путях (паровой катамаран англичанина Саймингтона, 1789 г.).

В 1813 году Роберт Фултон получил от российского правительства привилегию на постройку изобретенного им парохода и эксплуатацию его на реках России. Однако ему не было суждено развернуть производство пароходов в России - в 1815 году он скончался, а годом позже привилегия была аннулирована.

В России начала XIX века также существовали условия для создания паровых судов и велись работы по их проектированию. Первое российское судно с паровой тягой было создано в 1815 году Карлом Бердом, владельцем механико-литейного завода в Санкт-Петербурге. Создание парохода с позиций сегодняшнего времени представляется не столь уж сложным - изобретателю нужно было лишь соединить то, что давно уже использовалось людьми.

Основой нового транспортного средства стала так называемая "тихвинка" - небольшое деревянное судно с корпусом барочного типа, имевшее ложкообразный нос, форштевень серповидной формы, санную корму и палубный настил по всей длине судна до утопленной в корпус казенки. Размеры этих судов соответствовали габаритам шлюзов Тихвинской водной системы, из-за чего они и получили свое название.

Паровая машина мощностью 4 л.с., установленная в корпусе "тихвинки", имела привод на бортовые колеса. Она представляла собой паросиловую установку системы Уатта балансирного типа, которая была изготовлена на заводе Карла Берда. Частота вращения вала машины составляла 40 об./мин. Топка оснащалась железной трубой высотой около 25 футов (1 фут - 0,305 м), средний ее диаметр был равен около 1 фута. При попутном ветре труба могла использоваться в качестве мачты при постановке парусов.

В газетах того времени приводились размерения судна: длина 60 футов, ширина 15 футов и осадка 2 фута; диаметр шестилопастных гребных колес составлял 8 футов, длина закрепленных на спицах лопастей - 4 фута. Правда, в официальных источниках, обнаруженных позднее в архивах, приводились несколько иные значения размерений: длина 64,6 фута, ширина 16 футов, высота борта 8,5 фута. В современных энциклопедиях упоминается, что судно получило название "Елизавета", однако в некоторых архивных материалах приводится иное название - "Фультон".

Испытания парового судна проходили на Неве осенью 1815 года. 3 ноября был совершен рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт - паровая "тихвинка" развила при этом скорость 8,7 версты в час (9,3 км/ч); весь путь занял 5 часов 20 минут. При описании рейса газеты того времени впервые использовали применительно к самоходному судну термин "пароход", который вскоре стал общеупотребительным.

Для популяризации своего парохода Карл Берд организовал ряд рейсов по Неве, а также устроил показ судна в водоеме около Таврического дворца.

Опытная эксплуатация первого российского парохода показала, что это судно имеет немало недостатков, которых Карл Берд постарался избежать при строительстве своего второго парохода в 1816 году. Размеры его корпуса почти не изменились, но вместо 4-сильной новое судно было оснащено новой паровой машиной мощностью 16 л.с., сообщавшей пароходу скорость до 15 верст в час.

Карл Берд строил пароходы вплоть до 1835 года, однако в дальнейшем его завод специализировался в основном на изготовлении паровых машин и котлов - в том числе и для пароходов.





#2 OFFLINE   WizarD

    Техник АСУ

  • Тех. поддержка
  • PipPipPipPipPip
  • 7 285 сообщений

Отправлено 03 Март 2010 - 07:13

Источник

3 (16) ноября 1815 г. был совершен первый рейс из Петербурга до Кронштадта на первом построенном в России пароходе «Елизавета».

Весь путь был пройден за 5 ч 20 мин со средней скоростью около 9,3 км/ч. Это вызвало немало удивлений, так как военный «пассажбот» на веслах проходил то же расстояние за целые сутки. В Кронштадте прибытия первого парохода ожидала любопытствующая толпа. По прибытии на борт «Елизаветы» поднялся главный командир Кронштадтского порта со своей свитой. Тут же были устроены гонки на скорость между пароходом и лучшим «ходоком» города – командирским гребным катером. Победителем состязаний вышел пароход.

Построил первый пароход владелец механико-литейного завода в Петербурге Карл Берд. Принцип состоял в том, что в деревянную лодку-тихвинку была установлена изготовленная на заводе балансирная паровая машина Уатта мощностью 4 л. с. и паровой котел, приводившие в действие бортовые колеса.

В 1816 г. появился первый пароход в Волжском бассейне на реке Каме, построенный на Пожвинском чугунолитейном и железоделательном заводе В. А. Всеволожского, а в 1821 г. пароход “Пожва” прошел путь из Пожвы в Ярославль.

В 1820 г. пароход “Волга”, построенный на заводе Берда прошел по р. Молога против течения со скоростью 6 км в час, а по течению скорость превысила 15 км в час. Если в первый опытный рейс из многочисленных наблюдателей не нашлось желающих совершить путешествие в качестве пассажиров, то по окончании его на пароходе побывало “посторонних разного звания людей” свыше 100 чел. После испытаний “Волга” вышла в свой первый эксплуатационный рейс до Астрахани и проработала на Волге до начала 50-х годов XIX в., переменив несколько владельцев и претерпев ряд улучшений корпуса и машины.

В 1823 г. в Киевской губернии в имении Новороссийского губернатора князя М.С. Воронцова был построен первый на Днепре пароход “Пчелка”. Через два года он был проведен через пороги в Херсон, откуда и совершал рейсы до Николаева.

Но динамичное развитие пароходства а России осложнялось двумя обстоятельствами. Во-первых, первые пароходы еще не могли соревноваться с усовершенствованными судами с конной тягой. Во-вторых, нормальной работе пароходов мешало отношение к ним приречного населения и особенно бурлаков. Те и другие считали пароходы “нечистой силой”, защищаясь от которой, “троекратно отплевывались и читали молитвы”. В коммерческих кругах интерес к пароходам возрастал, но даже и там имелись люди, высказывавшиеся против пароходов, считая их “барской затеей” и вообще вредным новшеством.

Это на десятилетие приостановило выпуск пароходов. Однако затем развитие пароходства можно назвать стремительным: уже к 1850 году по русским рекам и морям плавало сто сорок пароходов. В 1843 г. указом императора Николая I было образовано Акционерное пароходное общество «По Волге». С 1846 г. началось регулярное движение пароходов по реке Каме, а с 1848 - по Волге. В 1858 г. открылось первое северное «Акционерное Северо-Двинское пароходное общество».

В 1846 году Воткинский завод открыл судостроительную верфь, где ежегодно стало выпускаться восемь-десять, а в начале XX века шестнадцать-семнадцать судов. Закладка судов производилась летом или осенью, в течение зимы заканчивалась клепка их корпусов и возведение надпалубных построек, а весной бурлаки тянули их в Каму.

Именно на Воткинском заводе был построен первый железный пароход «Астрабад». Он был спущен на воду весной 1848г. в Астраханском порту, где успешно прошел испытания.

На реках Сибири первые пароходы появились в 1840-е гг. В 1837 г. в Туринской слободе тюменский купец 2-й гильдии Наум Тюфин построил пароход “Основа”. Он был спущен на воду в Тюмени в 1838 г. В 1840 году крупный сибирский золотопромышленник, купец 1-ой гильдии Н.Ф. Мясников купил «Основу» у Тюфина и получил привилегию на организацию пароходства по оз. Байкал и рекам Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею, Лене и их притокам. В 1843 г. Мясников спустил на воду пароход “Император Николай I” , а в 1844 г. второй пароход - “Наследник Цесаревич”, которые были переведены на оз. Байкал.

В 1843 году Мясников продал «Основу» и привелегию на учреждение судоходства видному чиновнику Главного Управления Западной Сибири - А.Ф. Поклевскому-Козелл. Он усовершенствовал «Основу» и в 1845 году совершил первый пятидневный рейс в Тобольск. «На всем протяжении плавания, судно встречали толпы народа. Жители окрестных селений часами сопровождали пароход…». В 1846 году вместе с тюменским купцом Н.Ф. Швецовым Поклевский-Козелл открывает 1-е судоходное предприятие в Сибири «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелл и Ко», которое впоследствии объединилось с другими купцами в крупное объединения «Опыт».

Н.А.Каргаполова

#3 OFFLINE   WizarD

    Техник АСУ

  • Тех. поддержка
  • PipPipPipPipPip
  • 7 285 сообщений

Отправлено 09 Март 2010 - 17:44

Прикрепленное изображение: tihvin.jpg

Реставрация обводов "Тихвинки", грузовой лодки, которая служила базовой для первого Российского парохода.

Прикрепленное изображение: 1t-1.jpg

Прикрепленное изображение: 2t-1.jpg





ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика

Никакая часть данного форума не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев ресурса.
(c) Форум(ы) Ставропольских моделистов 2006 - 2015